Давать быть

Текст, написанный в программе обучения детской психотерапии. Что значит для меня «Давать быть». Это что-то личное, поэтому я с некоторой осторожностью выкладываю этот текст, но выкладывать его для меня тоже значит давать себе быть. Живой, разной, уязвимой.

Эти слова — «давать быть» — почему-то сразу обращают меня к материнскому опыту. И именно про этот опыт хотелось бы поразмышлять здесь. Мне всегда казалось, что я очень принимающая мама. В том смысле, что принимаю своих детей такими, какие они есть. Даю им это самое пространство — просто быть. Пока однажды, в один день не случились два события.

Сначала мы со старшим сыном рисовали картину для конкурса в садике. Я хорошо понимала, что это рисунок пятилетнего ребенка, что нужно дать ему возможность рисовать так, как он умеет. Но я снова и снова брала кисточку и поправляла, улучшала, помогала. Пока ребенок не сказал: «Мама, отвернись!» И не нарисовал то и так, как ему хотелось. Не идеально, не ровно, но сам. Мне стоило большого труда остановить себя, не вмешиваться, а дать просто рисовать.

В этот же день мы пошли на каток. И там я долго учила ребенка кататься, из раза в раз повторяя: «Медленнее, катись, а не беги, медленнее, не торопись». Хотела как лучше. Хотела, чтобы сын быстрее стал хорошо кататься. Пока мудрый мальчик не сказал: «Мама, ты мне мешаешь!» Это был какой-то непростой момент. Как раз такой: дать своему ребенку просто быть, не улучшать, не совершенствовать, а просто радоваться. Дальше я наблюдала за тем, какое огромное удовольствие детеныш получает от процесса катания. Катается так, как умеет, но с огромной радостью. С радостью от того, что не падает. От того, что уже чуть-чуть умеет катиться.

Наверное, это то место, где я и себе не даю быть. Выше, сильнее, лучше, дальше, больше. Мне самой стоит большого труда остановиться и просто быть.

Легко давать быть человеку в радости. Разделить радость. Быть рядом. А вот с грустью или горем сложнее, особенно, с детскими грустью и горем. Особенно, с грустью и горем своих детей. Как будто детская грусть своих детей включает красную лампочку в голове: «Срочно! Спасти! Защитить!» И снова медленно вдохнуть, выдохнуть и дать детям прожить их горе. Дать быть в грусти. Быть рядом. Быть готовой говорить. Давать быть в разных чувствах и состояниях. Давать быть и быть рядом.